В последнее время часто говорят о том, что российскому рынку не хватает гостиниц средней ценовой категории. Возникает вопрос: почему их не строят и зависит ли рентабельность гостиничного бизнеса от звездности отеля?
Избыток или дефицит?

Самый большой потенциал для развития имеют, конечно же, города-миллионники в провинции. Даже в Москве по сравнению с другими мировыми столицами чувствуется недостаток качественного предложения гостиничных номеров. По словам Полины Кондратенко, директора департамента оценки и консалтинга Colliers International, особенно это ощутимо в среднеценовом и бюджетном сегментах. В регионах ситуация еще сложнее. Здесь продолжают функционировать гостиницы, построенные еще в советское время, которые и технически, и морально устарели. Поэтому дефицит номерного фонда актуален практически для всех городов.
Как отмечает Дэвид Дженкинс, директор отдела гостиничной недвижимости Cushman & Wakefield, при возведении отеля необходимо учитывать условия конкретного рынка, уровень конкуренции, соотношение спроса и предложения. В данный момент, уверен эксперт, создание пятизвездочных объектов в регионах вряд ли можно считать прибыльным.
Почти все участники рынка сходятся во мнении, что сегодня существует высокий потенциал для развития на российском рынке сегмента гостиниц категорий «три звезды» и «четыре звезды», особенно в свете грядущих спортивных событий — универсиады в Казани, зимней Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу. «Перспективы наших регионов привлекают международных операторов, которые все чаще заявляют о своих планах по выходу на эти рынки. А усиление конкуренции подтолкнет отельный бизнес к качественному росту», — считает Дамир Кафтаранов, директор по развитию AZIMUT Hotels Company.
Математика прибыли

Подобное распределение можно объяснить тем, что отели, находящиеся под управлением иностранных операторов, как правило, являются самыми эффективными. По мнению Д. Дженкинса, такой результат достигается благодаря уже отработанным методам контроля над доходами и издержками. В принципе объекты любой категории могут быть рентабельными, уверен эксперт. Это зависит от их расположения, затрат на строительство, операционной деятельности, ситуации на рынке. В 2010 г., например, самыми успешными в Москве были гостиницы среднего ценового сегмента, а также трехзвездочные отели международного уровня, что свидетельствует о чувствительности спроса.
До кризиса на российском рынке некоторые игроки в угоду своим амбициям реализовывали грандиозные проекты, даже если они были экономически нецелесообразны и убыточны. Как считает Станислав Ивашкевич, заместитель директора по развитию индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга и оценки CB Richard Ellis, сейчас эпоха возведения себе памятников потихоньку сходит на нет. «Большинство девелоперов стали более внимательно относиться к расходам и окупаемости проектов. Сегодня самый эффективный и востребованный сегмент — это отели категории бизнес или «три-четыре звезды» (Holiday Inn, Park Inn by Radisson, Hilton Garden Inn, Four points by Sheraton). Например, создание гостиницы высшей ценовой категории Ritz-Carlton обошлось собственникам в 1 млн долл. на номер, а средняя стоимость номера составляет около 380–400 долл./сут. Отель Holiday Inn стоил 150 тыс. долл. на номер, и средняя цена на данный момент — около 250 долл. Вот такая арифметика!» — рассказывает эксперт. Таким образом, затраты на строительство объектов несоизмеримы со стоимостью номеров.
Однако если аргументы свидетельствуют в пользу развития бюджетных отелей, почему их не строят? Может быть, дело в том, что гостиничному рынку в нашей стране нет еще и 20 лет и он находится на начальной стадии развития? Кроме того, отельный бизнес имеет свою специфику, процессы управления в нем более сложные по сравнению с другими видами недвижимости. Данный сектор развивается медленно, без резких скачков, объясняют эксперты. Иными словами, все будет, но не сразу…
Достойное место для бренда

В то же время никакими коврижками не заманить известные международные бренды на окраину города, куда-нибудь в Бутово или Текстильщики, ведь именно location определяет позиционирование гостиницы на рынке. «Отели высокого класса обычно расположены в историческом и культурном центре города. В Москве более 83% объектов категории «пять звезд» расположено в ЦАО», — сообщает П. Кондратенко.
Местонахождение может повлиять на скорость возврата инвестору вложенных средств. «Инвестиции в гостиничный бизнес имеют достаточно длительный срок окупаемости. В среднем это пять — семь лет для удачно расположенного отеля категории «пять звезд». Для отеля, построенного в менее удачном месте, понадобится еще больше времени», — говорит Д. Кафтаранов.
Честь мундира

Наличие бренда действительно дает потенциальному потребителю некую гарантию безопасности и качества предоставляемых услуг. Не зря гостиничные операторы тратят значительные средства на маркетинг, создавая тем самым пул постоянных клиентов и повышая загрузку своих объектов. Это касается и регионов. «Если отель имеет никому неизвестное название, для гостя это очередная местная гостиница с непонятным сервисом, которая еще должна доказать свою состоятельность и соответствие международным стандартам. Если отель называется Hilton, то выбор происходит автоматически», — считает С. Ивашкевич.
Международные операторы, по мнению Д. Дженкинса, уделяют большое внимание персоналу, но культура сервиса везде разная. В России несколько труднее, чем, например, в Америке и Азии, найти высококвалифицированных специалистов гостиничной индустрии.
Между тем, как замечает Д. Кафтаранов, в России еще не вступила в силу новая система классификации, по которой можно было бы оценивать отели. Пока это происходит на добровольной основе, за исключением средств размещения, осуществляющих свою деятельность в Сочи (ограничение установлено на срок с 01.07.2011 по 31.12.2016). Кроме того, новый порядок классификации унифицирован для объектов туристской индустрии, однако порядок аккредитации и список организаций еще не утверждены. «До момента классификации вряд ли стоит говорить о том, что отель не соответствует той или иной категории, тем более что стандарты обслуживания у всех сетей разные», — утверждает эксперт.