В последние годы участники рынка так часто твердили о том, что в Москве не хватает гостиниц и мест для размещения туристов, что многие привыкли считать такое положение дел само собой разумеющимся. Однако загрузка существующих отелей не превышает 60%. Все дело в том, что столицу посещают в основном командировочные, а обычные туристы ехать не спешат.
Не те туристы

Впрочем, как утверждает Марина Усенко, руководитель российского офиса Jones Land LaSalle Hotels, загрузка в 61% отнюдь не низкая, несмотря на то, что этот показатель, по данным за I полугодие 2011 г., и вовсе составил 59%. «Мерить по принципу уровня незанятых площадей где-нибудь в офисном или торговом комплексе неправильно. Москва — город для бизнеса, а не для туризма, и номеров традиционно не хватает в середине недели (со вторника по четверг), при довольно пустых выходных (с пятницы по воскресенье или понедельник)», — объясняет эксперт. Таким образом, 60% — ожидаемый и далеко не убыточный показатель.
Как признается М. Усенко, если сравнивать уровень занятости гостиниц до кризиса с нынешней ситуацией, то потеря 10–15% налицо. Однако с 2008–2009 гг. изменился не только спрос, но и гостиничный ландшафт — в Москве существвенно возросло количество новых качественных номеров. Но если представить, сколько посетителей могли бы вместить московские гостиницы, привлекая индивидуальных туристов, то цифры становятся менее радостными. «В начале 2011 г. наполнение столичных отелей происходило преимущественно за счет гостей, посещавших город в рамках деловых поездок: их за первые три месяца года было больше в пять с лишним раз, чем иностранных граждан, совершавших поездки с познавательными целями», — говорит директор по развитию направления гостиничной недвижимости Praedium Oncor International Константин Левченко.
Политика твердых тел

Основной проблемой для крупных объектов с развитой инфраструктурой стало появление конкуренции со стороны гостиниц верхнего предела средней ценовой категории, таких как Marriott Courtyard, Novotel, «Holiday Inn Лесная», «Катерина-Сити» и др. Но если сравнивать спрос на размещение в зависимости от сегмента, то в качестве наиболее востребованных стоит отметить отнюдь не пятизвездочные отели, а гостиницы класса «четыре звезды». Они, как правило, удачны с точки зрения соотношения цены, месторасположения и качества услуг. Согласно данным компании Knight Frank, по итогам 2010 г. загрузка в данном сегменте выросла на восемь процентных пунктов относительно предыдущего года, достигнув 68%.
Все более явной становится разница в показателях операционной деятельности между наиболее успешными и остальными объектами того же уровня. В частности, по данным компании Accor Hotels, среднегодовая загрузка Ibis по итогам 2010 г. составила около 80%, что почти на 20% превзошло средний показатель. «В настоящее время рынок недвижимости Москвы восстановился после кризиса, и большинство отелей заполнено более чем на 70%. Наивысший спрос наблюдается в среднеценовой и бюджетной категориях. Как мы видим, единственный трехзвездочный отель международной сети — «Ibis на Павелецкой» функционирует весьма эффективно», — замечает руководитель отдела гостиничной недвижимости Cushman & Wakefield Дэвид Дженкинс.
По информации консалтинговой компании Praedium Oncor International, с начала 2011 г. в Москве было открыто три объекта совокупным фондом 622 номера. Два из них имеют категорию «пять звезд», один — «три звезды». Интересно, что объем инвестиций в гостиничную недвижимость столичного региона за I полугодие 2011 г. уже почти в восемь раз превысил значение данного показателя за весь 2010 г.
Москва в поиске
Чтобы спрос клиентов в течение всего года был стабильно высоким, чтобы обеспечить загрузку отелей в периоды спада деловой активности, необходимо привлекать индивидуальных туристов. Однако пока российская столица не является таким центром притяжения, как другие европейские города. Это связано и с сохраняющимся дефицитом качественных средств размещения экономкласса, и с недостаточным продвижением Москвы на мировом туристическом рынке. Дополнительное сдерживающее влияние оказывает довольно сложный и дорогостоящий процесс оформления въездной визы в Россию.
Так или иначе, но городские власти придумывают различные механизмы, чтобы повысить загрузку столичных отелей. Так, в конце июня 2011 г. первый заместитель руководителя Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы Алексей Гусев объявил, что планируется выпустить каталог мероприятий, привлекающих молодых путешественников. Его печатная и электронная версии будут созданы по итогам Московской открытой ярмарки событийного туризма. Это уже не первая попытка привязать туристическую активность к конкретным событиям. Ранее предлагалось использовать в этом качестве московскую «Ночь музеев» и фестиваль «Спасская башня». Однако участники рынка сомневаются в эффективности такого подхода. «Идея может сработать в том случае, если московские власти на свои деньги будут издавать еженедельный путеводитель по основным событиям в городе; издание должно быть на английском языке, — говорит управляющий директор «Century 21 Запад» Евгений Скоморовский. — Но завлечь иностранных туристов на нашу «Ночь музеев» точно не получится. В России не так много музейных объектов мирового уровня, которые заинтересовали бы людей со всего мира». Кроме того, не стоит забывать и о том, что значительная часть предложения по-прежнему представлена объектами, не соответствующими современным стандартам качества, а стоимость проживания у нас все еще существенно дороже, чем в других столицах Европы.