Как арендатору не стать жертвой мошенников, рассказали в Госдуме
9 января 2025
Александр Москатов, управляющий директор офиса «Миэль» «Сущёвский»:
— Агентство недвижимости «Миэль» работает с 1990-х. Уже тогда мы стали законодателями рынка недвижимости и сформировали правила делового оборота в своей сфере. Поэтому и клиента своего мы тоже знаем, видим его в разных ипостасях.
Причём речь не только о клиентах из Москвы. 30% покупателей у нас — люди из регионов. Мы фокусируемся на качестве оказания услуг — это первое, и второе — юридический сервис, глубина проверки сделок.
Раньше я встречал агентов, которые говорили: «Ой, вы знаете, я с такими-то клиентами не работаю». По сути, это установка, которая либо ограничивает риелтора, либо оправдывает его слабые зоны. Он не умеет работать с этими людьми, поэтому и не работает.
Это его выбор. Чем профессиональнее агент — не столько в технических знаниях, сколько в части эмоционального интеллекта и эмпатии, — тем шире у него палитра клиентов. Поэтому мы стараемся формировать у агентов несколько иное, универсальное отношение к задаче клиента.
Главный вопрос, который нужно задать клиенту, — какую задачу он решает, покупая эту квартиру.
Когда клиент приходит к нам, он часто ставит очень поверхностную задачу: «Я хочу купить двухкомнатную квартиру примерно там-то, с таким-то набором характеристик».
Самым простым и, скорее всего, неправильным будет взять эту первичную информацию и искать квартиру по заданным параметрам. Мы учим агентов разбираться вместе с клиентом: что мы ищем, зачем, какие задачи решаем, что удовлетворяем, почему выбираем именно этот район?
Когда я работал риелтором, у меня был клиент, который приехал к нам в офис и сказал:
— Я хочу жить на востоке.
— Почему на востоке?
— Я был там у друзей. Мне понравилось.
— А ещё что-то об этом районе знаете?
— Нет, не знаю. Но я каждый раз заезжаю в Москву и выезжаю по Каширскому шоссе (клиент жил в г. Орёл).
В итоге, когда мы с клиентом стали разбирать, как ему удобно заезжать в Москву и где останавливаться, мы выбрали недвижимость совсем в другом районе.
Первично я мог начать искать недвижимость на востоке рядом с определённой станцией метро. Но потом, скорее всего, наша работа бы не сложилась, потому что запрос клиента ни на чём не основывался.
Часто клиент не может объяснить, почему у него именно такой запрос на квартиру. Это может быть фантазия или то, что он увидел у знакомых и хочет повторить чей-то образ жизни.
Но при выборе недвижимости очень важно понимать, какую задачу решает клиент.
1. Чтобы понять это, уточняем потребности клиента с помощью дополнительных вопросов: кто будет там жить, где клиент работает, есть ли дети, какая необходима инфраструктура, где живут родители, это объект для себя, для инвестиций, для сохранения денег или для детей.
2. Далее определяем критерии выбора недвижимости и порядок их ранжирования. Например, перед вами 10 похожих, подходящих по каким-то первичным критериям объектов. Как наш клиент будет выбирать, что важнее для него? Например, стоимость или близость к метро, площадь или стоимость и т. д.
Когда вы взвешиваете каждый критерий, становится понятным идеальный вариант. Все мы живём в условиях ограниченности ресурсов, и даже тем людям, у которых много денег, часто чуть-чуть не хватает, чтобы купить идеальный для них вариант.
Человеку с 10 млн всегда хочется что-то за 12 млн, человеку со 100 млн всегда хочется что-то за 120 млн.
Наша задача — помочь клиенту поработать с критериями выбора недвижимости. Для этого у нас, конечно, есть скрипты, но не стоит забывать, что это ограничивающий и безжизненный инструмент. В глобальном смысле нужно выстраивать систему и логику.
Риелтор сегодня должен в какой-то степени быть психологом, потому что люди часто не знают, чего хотят на самом деле.
Я учусь в Высшей школе экономики, в магистратуре по направлению «психоанализ и бизнес-консультирование», и могу сказать, что психологом в таких вопросах быть сложно. Кроме наших сознательных потребностей, о которых мы можем рассказать, есть ещё и такие, до которых докопаться невозможно. Более эмпатичные люди так или иначе могут ловить эмоции, угадывать желания.
В среднем от зарождения у человека мысли купить квартиру до её приобретения проходит около полугода. И это ещё быстро, кто-то вынашивает идею о покупке недвижимости дольше.
В течение полугода человек занимается исследованиями: штудирует площадки с объявлениями, звонит риелторам, что-то выбирает, смотрит картинки, ездит на объекты.
На каждом этапе он примеряет объект на себя. И каждый раз, когда результат не совпадает с тем образом, который он нарисовал в своих фантазиях, он продолжает процесс исследования и поиска.
И в этом смысле необходимо дать клиенту время, чтобы он понял, что он ищет и зачем. Всё это часто происходит без учёта дополнительных факторов: есть ли в сделке ипотека, истории с залогом, опекой, альтернативой и др. Не говоря о том, что клиент может выбрать квартиру, которая не будет продана, потому что продавцы тоже находятся в поисках.
Эти моменты можно и нужно знать заранее, тогда покупатель потратит меньше сил и времени, потому что самое неудобное и страшное, что может быть, — это неоправданное ожидание.
У клиента на рынке недвижимости от момента возникновения идеи до заключения сделки несколько раз меняется картина мира:
Я рекомендую делить покупателей на четыре типа по потребностям и мотивам: «безопасник», «выгодник», «комфортник», «престижник».
Эта теория помогает нам проводить первичную классификацию клиентов:
Разумеется, представители исключительно одного типа встречаются редко, но это всё равно облегчает коммуникацию и работу в целом.
Ещё, конечно, необходимо учитывать возраст покупателя. Говоря об особенностях тех или иных поколений, мы понимаем, что всегда есть исключения, и это очень общие характеристики, которые говорят о том, какие у людей могут быть установки и потребности.
В этом плане поколенческая теория тоже может помочь быстро провести первичную классификацию установок клиента.
Поколение Z — прагматичные визуалы (25–30 лет):
Поколение X–Y — «переходные» люди (35–45 лет):
«Серебряное поколение» (от 45 лет)
Здесь всё сложнее. Все, кто активно зарабатывает достаточные для покупки квартиры деньги, рассматривают их как инвестицию «на вырост», пассивный доход от сдачи в аренду или решают жилищный вопрос.
Их особенности:
Демографы говорят, что в недалеком будущем мы будем жить в эпоху «серебряного поколения», потому что есть проблемы с рождаемостью, и в ближайшие 15 лет будет очень много людей, работающих в достаточно зрелом возрасте.
По нашим наблюдениям, сегодня в Москве 85% собственников, решивших продать квартиру, обращаются к риелторам. Это очень высокое проникновение услуги. Но решают ли они работать с риелтором сразу?
Примерно 35% клиентов звонят в наш офис уже со своим агентом, 65% — без агента.
Далее, получая опыт и самостоятельно действуя в поисках объекта и перипетиях его оформления, как правило, покупатель приходит к потребности нанять профессионала.