Ежегодно россияне приобретают недвижимость за границей на сумму 10–12 млрд долл. На этом фоне особое значение имеет отношение к нашим соотечественникам в странах совершаемых ими покупок. Международное агентство недвижимости Gordon Rock составило рейтинг «гостеприимства» стран к российским гражданам, который отражает совокупность юридических, социальных и экономических факторов, влияющих на проживание россиян за рубежом.
1. Болгария

MOLYVOS-HARBOUR
По степени «гостеприимства» к россиянам однозначно лидирует Болгария. Страна характеризуется большим сроком, на который россиянам предоставляют визы в случае покупки недвижимости (три года), высокой транспортной доступностью (14 ежедневных авиарейсов из России) и наиболее тесной культурной идентичностью с Россией. По этим факторам Болгария не имеет себе равных среди других стран, популярных у россиян с точки зрения приобретения недвижимости, что в совокупности с низкими ценами превращает ее в наиболее массовый зарубежный рынок недвижимости для россиян. Согласно данным Консульства РФ в Варне, недвижимостью в Болгарии владеет более 300 тыс. россиян. В стране даже существует Ассоциация российских собственников болгарской недвижимости. По официальной статистике, каждая пятая виза, выдаваемая россиянам на въезд в Болгарию, связана с вопросами приобретения или использования недвижимости.
2. Кипр
Второе место по уровню «гостеприимства» к российским покупателям недвижимости занимает Кипр. В отличие от подавляющего большинства других стран покупка недвижимости на острове может принести не визу, а вид на жительство (ВНЖ) — при покупке объекта на сумму более 300 тыс. евро. Однако более слабая транспортная доступность, а также значительные культурные различия и более высокие цены на жилье в сравнении с Болгарией делают Кипр менее «гостеприимным» для россиян. Позиции покупателей из России существенно усилились в период мирового финансового кризиса, и по итогам 2008 и 2009 гг. россияне даже стали лидерами среди иностранных покупателей кипрской недвижимости. Но с окончанием кризиса англичане все-таки вернули себе утраченное лидерство.
3. Черногория
На третьем месте по степени «гостеприимства» находится Черногория. При въезде в страну на срок до 30 дней виза вовсе не требуется. При этом местное законодательство позволяет иностранцам без ограничений приобретать в стране не только недвижимость, но и земельные участки. В пользу Черногории говорит ее культурная общность с Россией, а также сравнительно невысокая стоимость жилья. В период кризиса стоимость недвижимости в Черногории снизилась в среднем на 30–35%, и, несмотря на начавшийся после кризиса постепенный рост цен, недвижимость в Черногории остается одной из самых доступных для россиян. Между тем отрицательное влияние на позицию страны в рейтинге оказывает ее сравнительно слабая транспортная доступность.
4. Испания

Fotolia
На четвертом месте по степени «лояльности» к российским покупателям недвижимости находится Испания. Приобретение недвижимости в данной стране дает возможность получения шенгенской мультивизы сроком на шесть месяцев. Но Испания характеризуется существенными культурными различиями с Россией и более высокой стоимостью недвижимости. Вместе с тем на стороне Испании хорошая транспортная доступность, а также сложившиеся русскоязычные анклавы.
5. Германия
Германия занимает пятое место по степени «гостеприимства» к российским собственникам недвижимости. Покупка недвижимости в стране дает право получения разовой трехмесячной визы. Также на «гостеприимство» Германии влияют один из минимальных уровней цен на недвижимость и хорошая транспортная доступность. Отдельно стоит упомянуть возможность получения ВНЖ в Германии — при инвестиции 250 тыс. евро и создании пяти рабочих мест. В то же время культурные различия делают пребывание в Германии не столь комфортным. Негативную роль играет и отсутствие у страны статуса курортного государства.