
На объекты, расположенные в ведущих торговых коридорах столицы, нередко претендует несколько торговых операторов, готовых платить больше, в результате чего фактическая ставка аренды может вдвое превышать изначальную. Для собственников помещений такие арендаторы самые желанные. Эксперты компании Penny Lane Realty составили рейтинг арендаторов стрит-ритейла по максимальной отдаче с квадратного метра.
1. Магазины аксессуаров и украшений класса люкс: ставка аренды колеблется в пределах 2000–7000 долл./кв. м/год.
Под ювелирные магазины, бутики элитной бижутерии и кожгалантереи, дорогих часов и письменных принадлежностей, как правило, арендуют площади размером 50–150 кв. м. Договоры найма заключают не менее чем на пять — семь лет. При этом дорогостоящая продукция известных мировых брендов обязывает занимать помещения только в главных торговых коридорах Москвы: на улицах Тверской, Петровке, Кузнецком Мосту, в Столешниковом переулке, на Кутузовском и Ленинском проспектах. Также арендаторы требуют, чтобы в помещении были широкие витрины (магазины должны хорошо просматриваться) и высокие потолки — 3 м и более. Важен и пешеходный трафик: желательно, чтобы в вечерние часы пик он составлял не менее 2000 человек. Кроме того, существенное значение для них имеет парковка, которая напрямую влияет на посещаемость магазина. Напомним, что в результате ужесточения условий парковки автомобилей в центре Москвы некоторые престижные бутики были вынуждены сменить место дислокации.
2. Банки: ставка аренды колеблется в пределах 1500–3000 долл./кв. м/год.
Из общего числа запросов на помещения формата стрит-ритейла доля банковских составляет 10–11%. Арендой интересуются преимущественно отечественные кредитные организации, концепция развития которых предусматривает увеличение числа отделений на московских улицах в краткосрочной перспективе. Офисы банков стремятся разместить в общедоступных районах с высокой проходимостью, вблизи автомагистралей и станций метро. Посещаемость филиала, расположенного в зоне активного трафика, может достигать 1000 человек в день. Площадь арендуемых помещений — от 100 кв. м, договор аренды заключают не менее чем на пять лет.
3. 3аведения общественного питания: ставка аренды колеблется в пределах 700–1500 долл./кв. м/год.
Как правило, у отдельно стоящих кафе и ресторанов товарооборот выше, чем в таких же заведениях, расположенных в торговых центрах. В прошлом году некоторые ресторанные сети увеличили свое присутствие в формате стрит-ритейла: американский Chili’s Grill & Bar и кафе Z. открылись на Новом Арбате, «Пицца Экспресс» — на Тверской, пиццерия «Чентрале» — на Покровке. Потенциальные арендаторы запрашивают площади от 150 до 400 кв. м. Помимо стандартных объектов вблизи станций метро, на улицах с активным пешеходным трафиком клиентов все больше интересуют помещения рядом с местами концентрации офисных и административных зданий, расположенных у станций метро «Павелецкая», «Белорусская», «Таганская», «Новослободская», «Проспект Мира», «Улица 1905 г.» и т. д.
4. Бутики одежды и обуви: ставка аренды колеблется в пределах 1000–3000 долл./кв. м/год.
Особым спросом помещения формата стрит-ритейла пользуются у операторов сегмента «одежда — обувь». Покупка этих товаров относится к разряду импульсных, поэтому для магазинов важно находиться в местах массового скопления людей, а также иметь большие, красиво оформленные витрины и парковку. Размер площади зависит от формата бутика, он может быть от 50 до 500 кв. м. Договор аренды, как правило, заключают на длительный срок. Размещение торговой точки в центре города для многих бутиков является вопросом престижа, и такой магазин продолжают содержать, даже если он убыточен.
5. Салоны красоты: ставка аренды колеблется в пределах 800–1500 долл./кв. м/год.
Для салонов красоты важно прежде всего расположение в местах с активным пешеходным трафиком и в густонаселенных районах. Размещение салона в спальном районе или главном торговом коридоре зависит от класса оказываемых услуг и уровня цен. Размер помещения колеблется в пределах 50–300 кв. м, срок договора аренды — от одного года до трех лет. Спрос в этом сегменте велик, но реальных предложений только 5–8%. Это связано с тем, что, даже несмотря на готовность платить больше, собственники не стремятся сдать площадь под салон красоты. Дело в том, что арендаторы должны привести помещение в соответствие с нормами СЭС, в частности установить дополнительные раковины или санузлы (зависит от метража). В дальнейшем владельцу объекта будет сложно сдать помещение под другое назначение (например, офис продаж), так как придется адаптировать объект под нужды нового арендатора.