В весенний период рынок складских помещений Москвы и Московской области демонстрировал продолжение тенденций, обозначенных в начале 2011 г. Общее оздоровление экономики привело к активизации спроса со стороны арендаторов, при этом объемы нового строительства резко сократились, что привело к снижению уровня вакантных площадей. Появилась тенденция к росту арендных ставок.
Общая ситуация
По данным экспертов, в апреле и мае ситуация на рынке складской недвижимости не претерпела существенных изменений. Активность игроков в этом сегменте не ослабевает. Объем предложения и средние ставки аренды демонстрируют плавный рост, а доля вакантных площадей сокращается. Регионы не отстают от Москвы и области, демонстрируя признаки оживления. Как известно, еще в I квартале 2011 г. были заявлены новые складские объекты в Туле, Воронеже, Новосибирске, Санкт–Петербурге и Краснодарском крае.
Заметным событием на рынке стало объявление фонда Raven Russia о покупке логистического комплекса South Gate площадью 76 550 кв. м в Домодедовском районе Московской области. Общая сумма сделки, по некоторым оценкам, составила 54,5 млн долл. (с учетом земельного участка в 88 га — 99,3 млн долл.). Также к Raven Russia перешли и кредитные обязательства перед банком Unicredit на сумму 43,4 млн долл. South Gate на 88% сдан в аренду компании John Deere. На 88 га можно построить еще дополнительно 440 тыс. кв. м.
Предложение

Столь незначительный объем ввода в эксплуатацию, поясняют аналитики компании ASTERA, был вызван недостаточным финансированием проектов и, как следствие, заморозкой строительства новых объектов во время кризиса.
Общее оздоровление экономики после кризиса сказалось на потребности в складских помещениях со стороны торговых, логистических операторов и производственных компаний. Это заставило девелоперов вернуться к своим проектам и возобновить привлечение финансирования к недостроенным объектам.
Таким образом, всего в 2011 г. ожидается к вводу свыше 300 тыс. кв. м складских площадей. Это почти в два раза меньше по сравнению с докризисными значениями 2008–2009 гг.
В процессе строительства находится еще около 300 тыс. кв. м по схеме built to suit. Наиболее актуальным по-прежнему является возведение складов под конкретного клиента. Планируемое ограничение властей по въезду фур в Москву может подстегнуть рост спроса, а следовательно, стать дополнительным импульсом для строительства терминалов.

При этом о возведении складов заявляют не только профессиональные девелоперы, готовые строить новые фазы существующих проектов и развивать новые площадки, но и новые для этого рынка игроки. В компании Knight Frank уверены, что часть проектов, заявленных к вводу в 2011 г., может быть перенесена на 2012 г., что будет способствовать формированию острого дефицита готовых складских площадей.
Между тем объем свободных складских площадей снизился с 7% в конце 2010 г. до 5,5% в I квартале 2011 г. и продолжает плавное сокращение. До конца года этот показатель может составить всего 3–4%. Во всяком случае аналитики компании Praedium ONCOR International отмечают, что относительно пиковых кризисных значений объем вакантных метров в терминалах Московского региона сократился на 60%. Тенденцию подтверждают и данные за апрель от компании RRG. Всего в этом месяце экспонировалось 494 производственно-складских объекта общей площадью 702 тыс. кв. м, что на 12% ниже объема предложения марта по количеству и на 9% — по общей площади.
Наиболее крупные складские объекты, запланированные к вводу в эксплуатацию до конца 2011 г. | |||
Объект | Девелопер | Направление и расстояние от МКАД | Общая площадь, кв. м |
«Апаринки» | W Company | Каширское ш., 3 км | 61 000 |
Логистический парк «Дмитров» | «Геламко» | Дмитровское ш., 30 км | 56 000 |
«PNK-Чехов», 8-й корпус | PNK Group | Симферопольское ш., 50 км | 38 800 |
Складской комплекс в Быково | Н/д | Егорьевское ш., Рязанское шоссе, 19 км | 32 200 |
«Белая Дача» | Hines | Новорязанское ш., 3 км | 32 000 |
«Саларьево» | New Logistic Systems | Киевское шоссе, 2 км | 23 000 |
«Агрокомплекс» | «Агрокомплекс» | Каширское ш., 20 км | 22 000 |
Технопарк «Крекшино» | «РосЕвроДевелопмент» | Киевское ш., 24 км | 20 000 |
Springs PARK, II очередь | Н/д | Егорьевское ш., 15 км | 16 840 |
По данным компании ASTERA
Спрос

На третьем месте — производственные компании (19%), отмечают в компании ASTERA. Наибольший интерес у них вызывают готовые объекты, которых, собственно, больше всего и не хватает. Идеальный вариант выглядит примерно так: терминал должен находиться поблизости от МКАД и предлагать помещения от 1,5 до 5 тыс. кв. м. Именно такой формат аренды является самым популярным (59% от общего объема складских площадей).
Анализ сделок, заключенных в I квартале 2011 г., а также в апреле и мае позволяет сделать вывод, что значительная доля арендаторов складских площадей (до 30%) покидают помещения низкого качества (классы С и D). По данным компании Knight Frank, около 50% фирм расширяет существующие мощности. Оставшиеся 20% переезжают со складов сравнимого уровня.
По результатам I квартала 2011 г., объем сделок аренды и купли-продажи помещений классов А и В в Московском регионе составил около 160 тыс. кв. м, что сравнимо с показателем того же периода 2010 г. (170 тыс. кв. м). Значительная часть сделок находится в стадии переговоров, что позволяет экспертам надеяться на итоговый результат, сравнимый с 2010 г., когда было арендовано и куплено около 780 тыс. кв. м.
Важно отметить, что на рынок возвращается практика предварительной аренды площадей в складских комплексах, еще не введенных в эксплуатацию. Дефицит готовых складских объектов заставляет потенциальных клиентов рассматривать строящиеся площади, а также вести переговоры о строительстве помещений под ключ.
Что касается длительности договоров аренды складов, то аналитики отмечают тенденцию снижения доли краткосрочных соглашений (три года и меньше), которая наблюдается с 2010 г. При этом возрастает доля сделок, заключенных на сроки от пяти лет. Если в 2009 г. на такие соглашения приходилось около 30% всех сделок аренды, то в 2010–2011 гг. уже больше половины — 57%. В крупных логистических комплексах собственники вновь предлагают помещения в долгосрочную аренду на сроки от семи лет.

Арендные ставки

По данным компании ASTERA, к концу I квартала 2011 г. средние ставки аренды на складские помещения класса А составили около 118 долл./кв. м/год. В классе В — 108 долл./кв. м/год (данные приводятся без учета НДС и операционных расходов). Таким образом, они выросли с начала года более чем на 7%. Последующие месяцы не стали исключением. Например, в апреле средняя ставка в производственно-складском сегменте выросла на 2%, отмечают в RRG. Правда, по мнению экспертов, это соответствует уровню ослабления курса доллара, однако на начало мая рост стоимости аренды относительно января составил уже 14%.
На складские помещения, расположенные в пределах Москвы, ставки выше, чем в области. Для объектов класса A — на 18–20%, класса B — на 11–16%.
Если говорить о продаже, то квадратный метр склада в городе может стоить в полтора-два раза дороже, чем площади аналогичного качества за МКАД. В Москве цены составляют порядка 2 тыс. долл./кв. м (класс А) и 1,6 тыс. долл./кв. м (класс B). В Подмосковье — 1,2 и 1 тыс. долл. соответственно.
Учитывая новые инициативы властей по ограничению строительства новых складов вдоль дорог в пределах Большого бетонного кольца, можно предположить, что в будущем разрыв в ставках между Москвой и областью продолжит увеличиваться, считают некоторые аналитики.

Динамика изменения арендных ставок на складские помещения класса А и В в Московском регионе, долл./кв. м/год (без учета операционных расходов) | ||
Год | Класс А | Класс В |
2004 | 100 | 88 |
2005 | 115 | 100 |
2006 | 125 | 105 |
2007 | 135 | 110 |
2008 | 150 | 135 |
2009 | 110 | 95 |
2010 | 110 | 100 |
2011 (I квартал) | 118 | 108 |
По данным компании ASTERA

Ольга Рыбакова,
руководитель отдела аналитики офисного и складского рынка
Jones Lang LaSalle:
«Складской рынок восстанавливается после кризиса быстрее других сегментов коммерческой недвижимости. Малый объем нового предложения в сочетании с увеличением спроса привел к снижению доли пустующих площадей практически до докризисного уровня. На складском рынке уже ощутим дефицит. Это способствует продолжению роста арендных ставок».