Иван Пузырев — архитектор, который не считает себя архитектором. То, чем занимается он, скорее можно назвать «архитектурой информации». Иван работает над проектами, которые с помощью виртуальной и дополненной реальности помогают застройщикам улучшать благоустройство территорий, а жителям городов — видеть еще до постройки объекта, как он будет выглядеть в пространстве, и голосовать за понравившийся вариант.
Сначала вы поступили в УПИ на направление «Экономика и управление на предприятиях цветной металлургии», затем улетели в Испанию изучать архитектурный инжиниринг. Что произошло?
Мне было непонятно, что дальше делать с образованием экономиста. Поэтому где-то на середине обучения я начал подавать заявки буквально на все зарубежные образовательные программы, которые только находил. Мне было неважно, что это будет, хоть астрономия, главное — учиться за границей. И так сложилось, что я выиграл грант в Политехническом университете Каталонии по направлению «Архитектурный инжиниринг и технологии дополненной реальности». Это моя отправная точка, тогда, в 2011 году, я впервые познакомился с AR (augmented reality — дополненная реальность, — Ред.). После этого в 2012 году уехал в Копенгаген, поступив в Датский технический университет на направление «Дизайн взаимодействий и разработка пользовательских интерфейсов». Нужно подчеркнуть, что все это были короткие курсы, а не бакалавриат или магистратура. Вернувшись, я доучился в УПИ (сегодня — УрФУ, — Ред.) и окончил его с лучшим дипломом в группе в 2013 году.
Окончив эти два зарубежных курса, вы поняли, что нашли свою специальность на стыке архитектуры и дополненной реальности?
Думаю, это осознание пришло ко мне позже, когда я поступил в Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», когда увидел, как формируются проекты и размышляют очень классные иностранные архитекторы. Например, Лиам Янг, который рассказывал нам про миры будущего, у него такой невероятный взгляд на виртуальную реальность, и таких «улетевших» преподавателей было довольно много. С одним из них, кстати, я даже жил и помню, как мы с ним долго гуляли вместе, как он рассуждал о зданиях. В тот момент я понял, что digital-слой будет играть в архитектуре будущего важнейшую роль, поэтому должна быть система и люди, которые смогут управлять цифровыми слоями наших городов. Если искать корни, откуда все мои идеи по совмещению архитектуры, виртуальной и дополненной реальности, то они появились тогда, в Институте «Стрелка».
Скажите, чем отличаются архитекторы от остальных людей в мире?
Они носят черное (смеется). Я думаю, что это люди, понимающие законы пространства и абсолютно по-другому в нем протекающие. У них словно есть рентгеновские очки, которые позволяют им все время анализировать окружающий мир, в том числе и виртуальный, если говорить обо мне.
Я понял, что digital-слой будет играть в архитектуре будущего важнейшую роль
Расскажите о своих проектах, которыми вы гордитесь больше всего.
Первый называется «VR-аудит пространства». Человек надевает очки виртуальной реальности и видит некое пространство. Он начинает его оценивать, появляется реакция: например, человека раздражает красная стена и странное благоустройство, а вот лужайка рядом неплохая. Он начинает больше смотреть на объекты, которые его зацепили, что-то проговаривать вслух, появляются эмоции. А наша программа автоматически анализирует, куда смотрит пользователь, какие слова он употреблял при оценке, их семантику и интонацию. На основе этих данных создавалась тепловая карта, которая иллюстрировала, что человеку понравилось из виртуального окружения, а что нет. Как правило, когда нам нужно выяснить, довольны ли жители благоустройством, например, в своем дворе, нам нужно приехать туда и начать их опрашивать. И сбор таких данных все равно будет не до конца точным, потому что сами способы сбора информации несовершенны и не автоматизированы. Я же хотел создать инструмент, который бы сильно упростил эту задачу и ускорил все процессы.
Это второй материал из серии «Слово архитектору!», где мы вместе с ведущими специалистами будем рассказывать, как проектируются и строятся наши с вами дома, как формируется облик городов и с какими трудностями сталкиваются архитекторы на этом пути
В основе второго проекта — достаточно простая мысль, похожая на приложение IKEA Place, которое позволяет с помощью дополненной реальности посмотреть, как будет выглядеть мебель у вас дома еще до покупки. Только в нашем случае была не квартира, а городское пространство, и не мебель, а элементы благоустройства. И также нас заинтересовало не просто, какой объект человек выбирает, а куда он его ставит и как эти данные собрать в одном месте. Мы хотели, чтобы тот, кто занимается благоустройством, мог проводить такие виртуальные голосования и легко получать уже обработанные данные. Ценность этого продукта для пользователя заключается в том, что любой житель может очень быстро посмотреть, как объект будет выглядеть в конкретном месте в точно таком же масштабе, поменять его дизайн, если сочтет это необходимым.
А могли бы вы рассказать, как вообще сегодня виртуальная и дополненная реальности соединяются с архитектурой, какие есть основные мировые тенденции?
Тот, кто владеет домом или материалами, имеет власть над физическим пространством. А сегодня, я считаю, идет битва за облака точек — это мой собственный термин, и сейчас я объясню, что имею в виду. Крупные IT-компании, такие как Google или Apple, соревнуются за цифровизацию городов — создание копий физических мегаполисов. Облако точек — это слепок, который позволяет разработчикам понять, где идет дорога, а где стоит дом и т. д. С помощью использования объемных слепков пространства и, образно, облака точек программисты и создают цифровые копии городов по всему миру. Как это используется? Например, есть проект Google Earth VR: они создали настолько правдоподобные виртуальные копии ключевых городов мира, что человек может по ним полетать. И эта же технология позволяет им создавать новую навигацию в городах: стрелка, указывающая направления пути, уже накладывается прямо на физическое пространство, а дома подписываются на реальном объекте. Это уже работает, причем стабильно и качественно.
У любого процесса есть две стороны медали. Какая темная сторона у виртуализации реальности?
Самая темная сторона — платформенный капитализм, то есть факт эксплуатации личных данных для работы рекламных механизмов.Также есть проблема доступа к личной информации. И одно дело — получить доступ к чужому телефону, и совсем другое — к некоему слою, который визуализируется перед человеком. Мы ведь говорим уже о таком уровне правдоподобности виртуальной и дополненной реальности, что появление посредством взлома чего-то лишнего перед человеком может привести к изменению его поведения в реальном мире. Например, когда вы надеваете очки виртуальной реальности, у вас есть некоторая область, за которую нельзя выходить — перед глазами появляется сетка, сигнализирующая вам об этом. Но если удастся взломать систему и убрать эту сетку, вы просто не поймете, что пора остановиться.
Предлагайте свои вопросы архитекторам в комментариях под этим материалом. Лучшие мы адресуем следующим специалистам
Термин «Город будущего» напрямую связан с внедрением виртуальной и дополненной реальности в архитектуру?
Я бы выделил две парадигмы. Первая берет отправную точку с идеи архитектора Седрика Прайса Fun Palace. Он еще в 60-ые годы прошлого века создал проект здания, которое могло бы трансформироваться в зависимости от состояния в нем людей. Это о том, как пространство может подстроиться индивидуально под человека — вот что сегодня может подарить нам виртуальная реальность. Город будущего будет обладать собственным мнением относительно огромного количества данных, втекающих в него, неким сердцебиением, наблюдательностью за собой же — это самоосознанный механизм.
Вторая парадигма — это архитектура не для человека. Сегодня уже можем говорить о проектировании и создании пространств, которые вообще не подразумевают присутствие людей: посмотрите, например, как сделаны склады Alibaba и Amazon — это уже совершенное иное направление, где входные двери сконструированы исключительно для роботов. Теперь это часть нашей инфраструктуры.
А вы верите в то, что наша жизнь полностью перейдет в цифровые копии городов, что мы будем жить только в виртуальном пространстве?
Несмотря на невероятный оптимизм, я считаю, что виртуальная и дополненная реальности — это скорее бонус к физическому миру. Не готов сказать, что это будет больше, чем наш с вами реальный мир. Другой вопрос — в нашем ощущении себя в виртуальной реальности будущего. Думаю, у нас может развиться ощущение себя, как Богов. Ведь если вас будут раздражать звуки, вы сможете их легко выключить, если будет напрягать то, как выглядит определенное место, его можно будет быстро убрать. Такой масштаб моделирования пространства и людей вокруг себя, конечно, изменит наше поведение, способы переговоров и пребывания в мире. Это огромное поле для исследования.