Ни для кого не секрет, что именно в 2000-е гг. российский девелопмент демонстрировал невиданную до этого динамику развития, а стоимость квадратного метра едва ли не каждый день ставила новые рекорды. Несмотря на это, такое явление, как социально ответственный девелопмент, начало развиваться в России только сегодня…
Международная практика

Как это по-русски
Некоторые отечественные эксперты отмечают, что быть социально ответственным девелопером в России — это значит выполнять свои обязательства перед покупателями жилья, соблюдать экологические и строительные нормы, платить налоги и работать по закону и только в последнюю очередь — заниматься благотворительностью, совместно с властями воплощать в жизнь социальные проекты. В то же время далеко не все девелоперы разделяют такой подход и считают, что социально ответственный бизнес — это не просто благотворительность на фоне всех соблюденных норм и уплаченных налогов, а закономерный виток развития рынка, в какой-то степени ответ на запросы потребителей.
«Люди уже не хотят иметь четыре стены в новостройке, теперь им нужны школы, детские сады, магазины, поликлиники, фитнес-центры, все что создает комфортную среду, — говорит Сергей Кушменюк, генеральный директор инвестиционного агентства недвижимости «Кондр». — В свою очередь, все вышеперечисленное для застройщиков — это уже формат комплексного освоения территорий, который невозможен без социально ответственного подхода. Все понимают, что нагрузка на старые сети, имеющиеся магазины и дороги сегодня настолько высока, что просто построить коробку и врезаться в существующую инфраструктуру уже не получится — инфраструктура не вытянет. Нужно брать свободные и (или) крупные территории и развивать их фактически с нуля».
Что немаловажно, социально ответственный девелопмент не ограничивается только созданием комфортного физического пространства. Компании-новаторы формируют социальные коммуникации в домах после их заселения совместно с жителями, чтобы у людей был свой мир для общения с соседями, воспитания детей, развития бизнеса. В качестве примера такой компании-новатора можно привести инвестиционно-строительную компанию «Ведис Групп», которая предлагает десятки развивающих программ для юных жителей своих проектов. Например, приглашает их провести летние каникулы в детском оздоровительном лагере, где дети могут не только с пользой провести время, но и поближе познакомиться со своими соседями-ровесниками.
Идею социально ответственной и полезной среды активно поддерживают и в компании «Сити-XXI век», опытном московском застройщике. Одним из последних проектов компании стало открытие уникального по своим технологиям и набору социальных компонентов Ледового дворца в микрорайоне Строгино. Стоит отметить, что появление этого спортивного объекта стало результатом длительной и кропотливой работы девелопера и города. Компания имела возможность построить только один каток и ограничиться этим, выполнив тем самым первоначальные обязательства перед городом, но решила идти дальше, предложив плавательные бассейны, спортивные залы, боулинг, открытый стадион. Естественно, что после серьезных обсуждений и проработок город одобрил проект.
В данный момент компания выступает за проведение глобальных и полезных преобразований в московском микрорайоне Калошино и является инициатором и локомотивом всего проекта его реконструкции. Причем работа началась с такого значимого социального объекта, как детский сад. Прежнее ветхое здание на 120 мест уже не отвечало современным требованиям. Сегодня строительство нового дошкольного учреждения на 220 мест идет полным ходом.
В итоге

Кроме того, социально ответственный девелопмент подразумевает выход девелопера на прямой диалог с жителями — тоже определенное новшество на рынке. Застройщики, как правило, закрыты и немногословны. Не все готовы к диалогу с жителями своих комплексов. В этом, кстати, тоже заключается определенная гражданская позиция — ответственность за то, что и как ты строишь, и готовность в дальнейшем поддерживать и развивать построенный продукт.
Сам факт увеличения количества социальных инициатив девелоперов говорит о новом этапе развития строительного бизнеса. По всей видимости, тяжелейший кризис отрасли 2008 г. не только отсеял сомнительных игроков, но и дал понять авторитетным участникам рынка, что сегодня покупателю нужны не просто стены, а полноценная комфортная жизнь в возведенных жилых комплексах. Именно поэтому социально ответственный девелопмент сегодня — это в первую очередь прерогатива компаний, делающих бизнес с учетом долгосрочной перспективы и ориентирующихся на мировые стандарты.