«Сорок сороков» — так говорили о бесчисленных московских церквях до революции. После 1917 г. в нашей стране храмы чаще разрушали, чем строили. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Впрочем, возведение культовых сооружений, как выяснилось, — дело весьма тонкое и едва ли вписывается в СНиП и ГОСТы. О том, каким должно стать церковное строительство, рассуждали участники круглого стола, организованного Союзом архитекторов России.

Храмовая архитектура на Западе в отличие от России развивается стремительно. К модернистским церквям там привыкли, и постройками, больше напоминающими индустриальные здания, уже никого не удивишь. Тем не менее архитекторы постоянно находятся в поисках новых форм и пространственных решений. Результатом творческих усилий стала необычная прозрачная церковь в Бельгии, сооруженная по типу решетки из металлических пластин, скрепленных друг с другом на некотором расстоянии. Благодаря такой конструкции объект просматривается насквозь. Подобные эксперименты в российских условиях едва ли возможны. Уникальность наших церквей базируется на славных традициях отечественного храмового зодчества. Вот показательные примеры. Деревянный подмосковный храм иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» в селе Сумароково снаружи очень живописно расписан разноцветными красками. И это не современный декоративный прием, а возрождение существовавших в допетровское время практик. А наружные стены абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены покрыты росписью в шахмат, что тоже отсылает нас к традициям старорусского зодчества. Подобным образом украшен и один из храмов Троице-Сергиевой лавры.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что, несмотря на некоторые вполне благополучные проекты, в православной архитектуре сегодня царит китч. Нынешнюю ситуацию они сравнивают с 1990-ми, когда заказчику было разрешено все, и в результате появлялись жуткие здания.
Председатель искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете города Москвы протоиерей Владимир Соловьев заметил: «Действительно, удачных идей мало. Удивительно, что архитекторы, имеющие профессиональное образование и большой опыт, хорошо знающие историю архитектуры, выдают убогие проекты». Но ведь выпускники архитектурных вузов не являются знатоками в области храмового строительства. Учить проектировать церковные постройки их начали совсем недавно, и то в рамках специальных экспериментальных программ. В то же время эксперты уверены: чтобы появились высококлассные специалисты, необходимо создать специальный факультет храмового зодчества, студентам которого помимо основных предметов следует преподавать еще и богословие, литургику, основы церковного искусства и другие предметы по теме. Дело за малым — внести изменения в образовательный стандарт.


В связи с этим появляется другой вопрос: а будет ли это под силу типовому объекту? У специалистов и возникли сомнения относительно «Программы-200», согласно которой в короткие сроки должно быть возведено 200 типовых модульных храмов разной вместительности (на 300 и 500 прихожан). Постройки будут отличаться размерами, количеством куполов, окнами, цветом стен и т.д. На возведение каждого храма отведено не более года. Участники круглого стола были единодушны во мнении, что типовое строительство вообще неприменимо к храмовому зодчеству. Правда, высказали предложение рассматривать «Программу-200» как проект временного сооружения. Основная его задача — собрать людей, у которых позже возникнет потребность в чем-то лучшем и большем. Образуется приход, и ему ничто не будет мешать построить на этом месте новый капитальный храм. Но вице-президент московского отделения Международной академии архитектуры Владлен Красильников такую идею посчитал опасной, «ведь в наших условиях нет ничего более постоянного, чем временное». Он напомнил, что в свое время хрущевки тоже строили на 10–15 лет, но до сих пор люди не могут выехать из этих домов.

Участники дискуссии обсуждали не только внешний облик храма. Они говорили и о том, что культовые сооружения должны стать более современными за счет применения новых строительных технологий и материалов. Это позволит добиться иного «эмоционального эффекта». Другой должна стать и организация внутреннего пространства, ведь сегодня на один храм в спальном районе приходится более тысячи прихожан.
Изменения должны коснуться не только православных храмов, но и культовых зданий других религий. Архитектор Игорь Тажиев, в числе построек которого значится мечеть на Поклонной горе, рассказал, что в процессе ее проектирования был выявлен ряд особенностей, характерных только для России. Например, такой культовый обряд, как омовение, в исламских странах осуществляют на улице, где для этого устанавливают специальный фонтан. В России в 20-градусный мороз сделать это невозможно. Значит, в проекте следует предусмотреть специальное помещение. Мусульмане молятся на коленях. Поэтому возникает следующий закономерный вопрос: если по канону обувь надо снимать, то куда ее ставить? Получается, нужен еще и гардероб. А поскольку мужчины и женщины находятся в мечети отдельно, все помещения проектируют по два. Кроме того, они должны войти в мечеть с разных сторон. Значит, нужно сделать так, чтобы их пути не пересеклись. Наконец, следует учитывать климатические условия, например снег, под тяжестью которого плоские турецкие купола, покрытые свинцом, могут попросту рухнуть.


В общем, проблемных областей в храмовом строительстве, которое, по утверждениям организаторов мероприятия, носит маргинальный характер, пока что предостаточно. Но уже то, что они обозначены, вселяет надежду если и не на скорейшее, то последовательное их разрешение.