Москвичи все чаще стараются отвоевать дворовую территорию у незнакомцев и чужих автомобилей. ЦИАН.Журнал рассказывает, как правильно это делать.
Бесплатный паркинг
Когда территория платных парковок разрослась в Москве, столичным жителям пришлось несладко: экономящие на оплате стоянки автомобилисты заполонили дворы. Именно такая ситуация произошла, например, у одной из пятиэтажек на улице Бочкова. По словам местного жителя Александра, до введения нового правила двор был очень тихим, спокойствие нарушали лишь самокаты и футбольные мячи.
«А после того, как ввели платные парковки, у нас стал в буквальном смысле «проезжий двор». На самокате не погоняешь. Чужие стали парковаться в два ряда, причем некоторые водители даже не глушили двигатель — ждали своих пассажиров, приезжающих в расположенную по соседству поликлинику или в детский сад», — рассказал собеседник Циан.Журнала.
Газоны вокруг дома превратились в стихийную парковку, двор стал шумным, излишне активным.
Последней каплей стали участившиеся конфликты жильцов с гостями — те парковались днем, и местные по вечерам подолгу колесили по округе, так как уже не могли припарковаться как раньше — у подъезда.
Сам по себе принцип работы довольно простой. Мобильные телефоны автовладельцев внесены в диспетчерскую базу. Чтобы открыть шлагбаум, достаточно набрать с мобильного определенный номер телефона. Кроме того, около каждого въезда есть кнопка связи с диспетчером, у которого также имеется список доверенных лиц — машин, владельцы которых в доме не живут, но парковаться могут. В случае Александра это, например, бабушка, приезжающая сидеть полдня с ребенком (пока родители на работе). Экстренные службы проезжают так же, через диспетчера. А если кому-то из жильцов, не имеющих машины и финансово не участвовавших в установке шлагбаумов, нужно заехать (например, для завоза мебели), можно предварительно составить заявку у диспетчера или просто договориться с кем-то из соседей-автовладельцев (при необходимости, набрать телефонный номер, открывающий проезд, можно хоть из Бразилии).
«Правда, двор не резиновый, и скоро, по всей видимости, мы уже не сможем принимать новых автовладельцев — мест для парковки уже не останется. По большому счету, это повод для конфликта, потому что здесь начинается дискриминация: одним жильцам парковаться можно, другим — нет», — признает Александр.
Закрывай воротА
А у Екатерины другая проблема: ей надоели постоянные ночные посиделки на лавке у подъезда. Разгонять подогретую алкоголем публику — дело неблагодарное, а в иных случаях и вовсе опасное. Вызывать каждую ночь полицию — тоже не выход. По словам Екатерины, участковый уже знает и ее саму, и большинство гуляющих, но воз и ныне там.
В итоге женщина собрала жильцов и на собрании постановили: нужно ставить забор, чтобы праздно шатающиеся не имели возможности расположиться в их уютном дворе.
«У нас два стоящих друг напротив друга девятиэтажных дома. Дворовая территория позволяет закрыть все внутреннее пространство. В итоге мы объединились с соседями из другого дома и поставили забор и ворота с калиткой. История обошлась в 7 тыс. рублей с квартиры. Я считаю, что это гуманная цена для долгожданной тишины».
Екатерина
Теперь, говорит Екатерина, в их дворе даже маленькие дети могут гулять одни, что в нынешних московских условиях — редкое явление.
Баба Валя против
Решение об установке шлагбаума или ворот не всегда находит благодарный отклик у соседей. Например, и Александр, и Екатерина, обходя соседей на предмет сбора подписей за установку ограждений, сталкивались с отказами.
«Чаще всего сопротивляются пожилые люди, которые боятся, что их обяжут за что-то платить. Объяснения, что с них ничего не требуется, они бесплатно получат тихий двор, не действуют. Пожилые обычно осторожничают, что, в общем-то, правильно. Но в нашем случае их отказ на общее решение не повлиял: пожилые оказались в меньшинстве, им пришлось смириться».
Александр
Екатерина рассказала, что и в их домах есть несколько квартир, хозяев которых освободили от выплат за забор: для них несколько тысяч рублей — большая сумма. По ее словам, соседи просто разделили оставшуюся сумму между собой. Получилось совсем немного, зато все довольны.
Мнения горожан об установке ограждений:
«Заборы — признак таких стран, как ЮАР и Бразилия, где чрезвычайно высок уровень преступности. Заборы ее только усиливают».
Алексей К.
«Вряд ли заборы усиливают преступность... Шансы у бродячего гопника забрести в открытый двор и, скажем, поцарапать машину, гораздо выше, чем в закрытый».
Елена К.
«Город — место общего пользования и должен быть открыт для всех! Я противник заборов и шлагбаумов. Сам автомобилист, живу пять лет в платной зоне и шлагбаума нет. Все эти заборы разобщают людей, превращая во врагов!».
Вадим П.
По словам Марии Архиповой (Баст), адвоката, председателя Ассоциации адвокатов России за права человека, установление шлагбаума — не такое простое решение, как кажется на первый взгляд, ведь речь идет о территории общего пользования, доступ на которую имеет право любой свободный гражданин. Он же имеет и право проезда, так как это право на свободу передвижения, то есть право человека.
Если бы граждане больше осознавали свои права, то, скорее всего, в России не было бы шлагбаумов.
Для того чтобы установить шлагбаум, нужно определить территорию, которая объявляется ограниченной к использованию. Основание для такого объявления — право собственности, объясняет Мария Архипова.