На северо-западе Москвы у станции метро «Планерная» открылся первый в столице транспортно-пересадочный узел (ТПУ). По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, посетившего объект в ходе субботнего объезда, строительство подобных комплексов следует не только продолжить, но и ускорить.

Первые два этажа — это общественные зоны. Здесь находятся платформы для посадки в автобус и зоны ожидания для пассажиров. Чтобы попасть на платформу, пассажир должен пройти через любой из турникетов, как в метро. Соответственно, в автобус можно войти через любую дверь, а не только через переднюю, как сейчас. Для удобства пассажиров — информационные указатели с номерами маршрутов. В скором времени их обещают заменить электронными табло, где будет указываться время прибытия транспорта.
На первых двух этажах также предусмотрены площади для супермаркета, ресторанов быстрого питания, магазинов обуви, одежды, парфюмерии, салонов связи и пр. Так что в ожидании нужного рейса пассажирам будет где скоротать время.
На уровнях с третьего по пятый расположена перехватывающая парковка на 680 машин. Перехватывающей ее называют потому, что автовладельцы, едущие из окраинных районов Москвы и ближнего Подмосковья, могут оставить здесь свои машины и дальше передвигаться уже общественным транспортом. Благодаря этому в районе станции метро «Планерная» освободится часть дворов, забитых автомобилями в дневное время. Ночью стоянкой смогут воспользоваться жители окрестных домов, которым негде хранить личный транспорт, поскольку у жилых домов не предусмотрено автостоянок.

mos.ru
На первых порах услуги паркинга будут бесплатными. В дальнейшем инвесторы совместно с городскими властями найдут приемлемое решение по тарифам. Создатели проекта беспокоятся, что бесплатные машино-места мгновенно займут местные жители. Прорабатывается вопрос сделать стоянку бесплатной в течение определенного интервала времени, например с десяти утра до восьми вечера. По словам мэра, задача города — обеспечить нормальную работу нового современного паркинга, а не зарабатывать на нем деньги.
Только в первый день работы «пересадка» обслужила свыше 5 тыс. человек. Выявились и недочеты. На определенных терминалах толчея, потому что здесь сосредоточены самые наполняемые маршруты. Некоторые пассажиры, ориентируясь на расписание, вышли на платформу, а автобуса нет.
СПРАВКА
По данным Москомархитектуры, на территории города может быть построено до 40 транспортно-пересадочных узлов, совмещенных со станциями метро. В настоящее время находятся в разработке десять объектов. В I квартале 2011 г. запланированы работы по транспортно-пересадочным узлам «Ясенево», «Новокосино», «Водный стадион», «Жулебино», «Бутово». Три ТПУ планируется строить одновременно с новыми станциями метро «Пятницкая», «Новокосино» и «Лермонтовский проспект».
С помощью ГЛОНАСС

mos.ru
По мнению Сергея Собянина, для эффективного управления городским наземным транспортом должна быть создана единая диспетчерская с использованием современных навигационных спутниковых систем, таких как ГЛОНАСС.
Градоначальнику показали прототип единого диспетчерского центра в ТПУ «Планерная», а также автобус, оборудованный инфракрасными датчиками для подсчета пассажиров, камерами видеонаблюдения и системой «ГЛОНАСС-Навигатор». В порядке эксперимента спутниковые системы установили на нескольких маршрутах наземного транспорта. До конца этого года навигаторами оснастят 7800 единиц городского автопарка.
В среднем, чтобы оборудовать одну единицу общественного транспорта подобными системами, требуется от 150 до 300 тыс. руб. Глава города предложил подумать, как удешевить эти новации, — например, стоит ли в автобусах повсеместно устанавливать видеонаблюдение. По словам Сергея Собянина, подобные разработки необходимо внедрять в рамках развития интеллектуальной транспортной системы столицы. «Главное, не только знать, через сколько минут приедет автобус, главное, чтобы он ходил по расписанию. А для этого нужна большая подготовительная работа, в том числе полосы выделенного движения, дисциплина на маршруте и обеспечение единой диспетчеризации», — подытожил мэр.
К СВЕДЕНИЮ
Решение о создании в Москве интеллектуальной транспортной системы (ИТС) было принято в декабре прошлого года. Она будет функционировать на базе системы ГЛОНАСС, а ее основу составят так называемые умные светофоры, способные самостоятельно перераспределять транспортные потоки.
В рамках ИТС на дорогах Москвы до конца 2011 г. намечено установить 47 электронных табло, которые будут информировать водителей о пробках и путях их объезда. Планируется, что такие табло появятся на Садовом кольце, при въезде на Третье транспортное кольцо, а также на крупных магистралях, соединяющих окраины города с центром.
Полностью ИТС предполагается внедрить в столице к концу 2013 г. В текущем году на разработку и внедрение системы потратят 6,287 млрд руб., из них 2,2 млрд пойдет на комплекс работ по оборудованию и управлению движением наземного городского транспорта.
Как считают специалисты, внедрение ИТС позволит увеличить пропускную способность столичных дорог на 10–15%.