«Ваше мнение очень важно для нас»
В мае–июне 2017 года многие московские собственники удивленно поднимали брови: «За что голосуем-то? Условий нет, программа не утверждена». 14 мая на проспекте Академика Сахарова прошел один из самых масштабных митингов в истории Москвы: 20 тыс. человек требовали отказаться от программы — хотя бы до момента, когда горожанам объяснят ее положения и обязательства.
Фото: mos.ru
Тем не менее многие проголосовали за включение в программу в надежде, что жизнь после переезда станет лучше и краше (даже появился мем про хромированные полотенцесушители — мечту многих москвичей). Власти пообещали, что из программы легко выйти в любой момент, поэтому многие проголосовали за на всякий случай: «отказаться всегда успеем».
Как позже выяснил Циан.Журнал, эта тактика была оправданна не всегда — жители некоторых пятиэтажек столкнулись со сложностями, пытаясь выйти из программы, или с попытками заново включить их дома в список под снос.
Москвичи и сейчас продолжают голосовать — теперь уже на публичных слушаниях (или общественных обсуждениях — упрощенной процедуре голосования, принятой на время карантина).
Горожане пытаются повлиять на будущее их районов при реализации программы — отказаться от высоток, сохранить зелень (обычно именно она первой приносится в жертву реновации), убедить строить больше объектов социальной инфраструктуры. И впрямь: проголосовать за переселение в новостройку мало — надо, чтобы эта новостройка была грамотно вписана в существующие параметры. Вот москвичи и стараются, предлагают.
- 1 августа 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил программу реновации.
- 26 сентября 2017 года появился первый список стартовых площадок.
- 3 марта 2018 года начались первые переезды в рамках программы. Переселенцам из пятиэтажки на улице Федина отдали дом на 5-й Парковой улице — построен он был не по реновации, но даже противники программы считают, что это оказался неплохой вариант.
- К 3 июня 2020 года в новые квартиры уже переехали 17,1 тыс. москвичей (жители 130 пятиэтажек), еще около 5,5 тыс. готовятся к переезду.
- В период с 2018 по 2020 годы московский бюджет заложил на выполнение программы 400 млрд рублей.
- В настоящий момент программа предусматривает расселение более 350 тыс. квартир — в нее включено 5174 дома.
Голосуй — не голосуй, версия 2.0
Нынешнее законодательство допускает жителей районов к обсуждению проекта реновации, когда все проектные работы выполнены и согласованы, напомнил в колонке для Forbes Алексей Шепель, член совета по развитию городских территорий и общественных пространств при председателе Госдумы Вячеславе Володине (он же руководил и лужковской программой сноса пятиэтажек).
Получается, какое бы мнение горожане ни высказали, учесть его на практике будет затруднительно: огромные деньги на проектную работу уже потрачены, переделывать ее невыгодно — проще продавить жителей, чтобы они голосовали за предложенный вариант.
Тактика обсуждать то, что трудно исправить, — нововведение середины 2010-х, которое появилось из-за многочисленных строек в подмосковных полях, где детальная документация нужна не так остро, как в столице, пишет Алексей Шепель. До этого городские стройки обсуждались на более ранней стадии «проекта застройки территории» — на том этапе изменения было внести намного проще, объясняет эксперт.
Проектное решение новостройки под программу реновации — Черноморский б-р, вл. 22, корп. 2/Фото: mos,ru
В итоге выходит, что мнения москвичей собирают лишь формально, а на практике не учитывают. Неудивительно, что в этом контексте москвичи массово заявляют в Генпрокуратуру о подлогах. Одна из последних новостей относится к началу июня: жители Зюзино узнали, что в майские праздники на портале «Активный гражданин» они одобрили вырубку парка на Керченской улице под строительство семи 25-этажек.
В своей жалобе жители района утверждают, что многие не были в курсе о голосовании, а мнения тех, кто высказался против, не учтены при подсчете голосов. В пометках к вариантам «поддерживаю с замечаниями» стоят рекомендации не учитывать эти голоса: чаще всего жильцы высказываются против высокой этажности.
Власти отвечают, что потребность в высотках обусловлена «необходимостью обеспечить комфортное проживание жителей и развитие программы реновации».
Теперь зюзинцы требуют проверить действия Москомархитектуры и отменить проект. Всего подано более 800 обращений.
Томительная неизвестность
«Мы голосовали за реновацию три года назад, — рассказала Циан.Журналу жительница одной из московских хрущевок Юлия. — Не то чтобы наш дом был в ужасном состоянии, но мы решили, что от переезда отказываться не будем: рано или поздно дом все равно потребует серьезной реанимации, так что лучше уж сразу переехать в новый, да еще и с ремонтом».
Поставив галочку за, Юлия и ее соседи принялись ждать. Кто-то отменил запланированный ремонт, другие отказались от продажи квартиры, чтобы получить другую в новостройке. Понятное дело, говорит собеседница издания, что программа не решается одномоментно, но за эти три года можно было хоть какую-то ясность внести, создать график расселения?
«Давно хотим поменять стеклопакеты и сделать ремонт в ванной — пора. Мы не требуем от мэрии делать это за нас — готовы самостоятельно. Но боимся, что на следующий день после окончания ремонта нам пришлют ордер на переселение, а все наши затраты окажутся бесполезными! Дорогая мэрия, дайте нам шанс хоть как-то планировать свое будущее, опубликуйте график переселения!»
А жители пятиэтажки по улице Бочкова (Останкино) дружно проголосовали за переезд в строго определенный дом. В протоколах так и было написано: согласен на переезд при условии предоставления квартиры в доме по адресу: Большая Марьинская, 8 (дом построен на месте двух пятиэтажек — голосовавшие были готовы в него переехать). За прошедшие три года новостройка сменила адрес, а голосование превратилось в список голосов за и против: единого мнения на собрании в мае 2017 года достигнуто не было.
«Несколько человек безуспешно попытались убедить остальных, что ни в фонде реновации, ни лично в столе у мэра не будет храниться отдельная папка с пожеланиями. За — значит просто за, без условий, — вспоминает ход голосования один из жителей пятиэтажки. — Теперь вожделенный дом, разумеется, занят другими новоселами — часть из них, кстати, переселили из Марьиной Рощи, которая значительно ближе к центру. Нам же скорее всего светят либо задворки района, либо новостройка, которая должна появиться в отличном месте — правда, кроме нашей на нее могут претендовать еще семь расположенных вокруг пятиэтажек».
Еще один собственник квартиры в хрущевке признался, что за годы ожидания и наблюдений за ходом реализации программы он в ней разочаровался.
«Я читал и слышал от знакомых о грубейших нарушениях норм строительства и качества жилья, о фальсификациях при голосовании, о странной логике при выборе домов под снос (когда крепкую «сталинку» почему-то сносят, а ветхое жилье даже не включают в программу). Хотя я и проголосовал за, теперь надеюсь, что эта история обойдет нас стороной, а программа сойдет на нет».
Фото: mos.ru
Но есть и хорошие новости
Было бы несправедливо писать только о плохом — есть и просто отличные моменты. Так, Алексей, переехавший в новостройку на улице Красных Зорь, признает, что доволен.
«Привычка ругать власти и на всякий случай подозревать самое худшее не всегда оправданна. Мы переехали почти два года назад, и пока у меня нет поводов жаловаться, если не считать тотального ремонта, который длился по всему дому первое время, но это нормально — люди переделывали однотипную отделку под свои вкусы. Авторских дизайнов никто и не обещал».
Фото: mos.ru
Позитивный реновационный опыт и у Марии. Ее семье дали «двушку» в Мукомольном проезде — на 7 м больше старой, с приличной отделкой (стены под покраску), с наймом грузчиков и водителей.
«Какие-то недостатки в квартире были, но после нашей жалобы их устранили. Жить в новой квартире мы все равно отказались: 32-й этаж (всего в доме их 49) и вид на «Москва-Сити» не всем подходят. Но квартира хорошая».
Определенный позитив есть и в отзыве риэлтора Евгения. Его клиентам понравилась квартира в реновационной новостройке на Бутырской улице. С точки зрения Евгения, квартира и дом были небезупречны, но клиентам все понравилось.
«Для современного многоэтажного дома в этом доме слишком тесно — сильно похоже на общежитие. Но по сравнению с тем, откуда переселяли, — это небо и земля: новый дом качественный, ремонт неплохой, окна, балконы, двери нормальные. Так что мой не очень большой практический опыт в целом положительный», — утверждает риэлтор.
Фото: mos.ru
Внимательно, ещё внимательнее
Циан.Журнал попросил подвести промежуточные итоги хода программы адвоката коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры» Станислава Станкевича. Эксперт уточнил, что отчего-то не наблюдает тысяч радостных москвичей. Наш собеседник напомнил, что некоторым москвичам грозит переселение в бывшие промзоны со всеми их недостатками. У других во дворах вырастет очередная точечная застройка. Впрочем, было бы странно, если бы все шло гладко.
адвокат коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры»
За три года ничего кардинально не изменилось. Массово возводятся «человейники», в которые людей загоняют в том числе судебными исками и рейдами приставов. «В моей практике был и такой случай: собственникам квартиры, которых выселяли в совершенно не подходящее для них здание, взрезали дверь "болгаркой" и бесцеремонно вынесли на улицу их вещи», — приводит пример Станислав Станкевич, отмечая, что право собственности теперь подменяется проживанием под какой угодно крышей, неважно — старой или новой.
Прошло три года реновации, которая рассчитана на 15 лет: они красноречивы, но надежду оставляют. Особенно, если городские власти будут внимательнее относиться к выполнению своих обещаний и тщательнее проверять сдаваемые в эксплуатацию дома. А еще не помешает более человечный подход: у многих переезд случается один раз в жизни, и это событие оказывается важнейшим.