Строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), расположенной в 40 км от МКАД, начнется в январе следующего года. Возведение 339-километровой дороги планируется завершить осенью 2018-го, заявил президент России Владимир Путин на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области.

По расчетам скорость движения составит 120 км/ч, количество полос будет колебаться от четырех до восьми. Здесь соорудят 14 мостов и путепроводов, также появится шесть крупных развязок, что позволит пропускать 70–80 тыс. автомобилей в сутки. При строительстве путепроводов и мостов применяются уникальные технологии и продукция, в частности композитные материалы российских производителей. Это существенно увеличит долговечность использования дорожного полотна.
Глава Росавтодора сообщил, что для удобства жителей планируется строительство отдельной развязки, которая свяжет районы Рублевки с аэропортом Внуково. Автомобилисты получат возможность из районов Никольское и Рублевское шоссе сразу выехать во Внуково, минуя кольцевую дорогу.
Пять участков
На недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге проект строительства ЦКАД был назван в числе приоритетных для возможного расходования средств фонда национального благосостояния. Как заявил Владимир Путин, к 2018 г. Центральное кольцо должно стать современной, удобной транспортной магистралью, важным участком межрегионального сообщения и международных транспортных «коридоров», востребованным для участников экономической деятельности и для граждан. А главное, новая дорога должна разгрузить МКАД, Малое и Большое бетонное кольцо и перенаправить транспортные потоки в обход столицы.
Первоначально будет построено по две полосы скоростного движения в каждую сторону. В дальнейшем, а именно после 2020 г., начнется реализация второй очереди: ЦКАД планируется расширить до шести — восьми полос движения. Как отметил министр транспорта Максим Соколов, на сегодня отвод земель под будущую магистраль сделан с учетом перспективы такого расширения.
Президент попросил уделить особое внимание организации выкупа земли под строительство дороги. Любые спекуляции и коррупционные схемы будут жестко пресекаться. Врио мэра Москвы Сергей Собянин заявил, что город поможет с освобождением площадок под строительство дороги, часть которой пройдет по территории Новой Москвы. При этом он отметил, что проблем возникнуть не должно, поскольку существующая плотность населения здесь минимальная. В случае изъятия жилой или коммерческой недвижимости будет проводиться независимая оценка, а также выплачиваться компенсации по реальной стоимости.
По расчетам Минтранса, стоимость ЦКАД оценивается примерно в 300 млрд руб.: из Фонда национального благосостояния выделят 150 млрд руб., из федерального бюджета — 74 млрд руб., средства частных инвесторов составят 76 млрд руб. Как пояснил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, инвестиции в проект позволят сэкономить до 91 млрд руб. бюджетных средств.
Для привлечения частных застройщиков весь проект ЦКАД разбили на пять пусковых комплексов, четыре из которых — это новое строительство (290 км), а пятый пусковой комплекс на западе — это реконструкция существующего участка малого бетонного кольца в районе Звенигорода, от Киевского шоссе до Ленинградки (49 км). Как пояснил глава государства, это сделано потому, что на отдельные участки привлечь инвесторов гораздо проще, чем сразу на весь огромный и такой затратный проект. Президент потребовал составить выверенный график запуска пусковых комплексов, чтобы проект дал необходимую отдачу для инвесторов и бюджета.
Возврат вложенных средств планируется за счет взимания платы за проезд по новой автодороге. Какой она будет, предстоит тщательно просчитать. Но, по мнению президента, точно доступной и для обычных граждан, и для предпринимателей. Пока известно лишь, что на пятом пусковом комплексе платить будут только водители грузовиков (12 т). Исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев предложил инвесторам строить рядом с ЦКАД логистические комплексы, автозаправочные станции с парковками, транспортно-пересадочные узлы и другую необходимую инфраструктуру. Это позволит застройщикам окупить свои проекты достаточно быстро, а подмосковные власти получат выгоду в виде создания новых рабочих мест и поступления налогов.
Участники совещания поддержали предложение Сергея Собянина о создании специальной комиссии или рабочей группы для координации строительства ЦКАД. Новый орган будет собираться один раз в полгода.
Наземное метро
Решение транспортных проблем в ЦФО должно быть комплексным и скоординированным, подчеркивалось на совещании. Сколько бы дорог ни строилось, если представить, что все граждане, живущие в этом регионе, одномоментно выйдут на дороги, ни МКАД, ни ЦКАД, ни вылетные магистрали — ничто с этим не справится, отметил С. Собянин. Единственный вариант — развивать общественный транспорт, а именно пригородные железнодорожные перевозки, которыми в настоящее время пользуется четверть населения нашей страны.
На развитие пригородного сообщения Московского транспортного узла федеральное правительство выделило около 150 млрд руб., Москва — около 50 млрд, «РЖД» — более 40 млрд. Сроки реконструкции направлений (Казанское, Горьковское, Ярославское, Курское) расписаны по годам, началось проектирование и строительство. В ноябре планируется завершить строительство дополнительного железнодорожного пути от Ленинградского вокзала до станции Химки. В результате электрички будут ходить с интервалом 5 минут, время в пути составит 22–25 минут. По сути, жители получат новое наземное метро.
Владимир Путин поручил правительству России считать развитие пригородных перевозок приоритетом в своей работе на ближайшие пять-шесть лет. Строительство главных и дополнительных путей для пригородного сообщения, которым активно занимаются Москва и область совместно с «РЖД», позволит существенно увеличить пассажиропоток: с нынешних 600 до 900 млн пассажиров в год. Этот проект станет одним из крупнейших в мире, подытожил глава государства.
ЦИТАТА
«Если построить ЦКАД, но направление дороги, которое до него доходит, не будет реконструировано, то новая магистраль как бы повиснет в воздухе. Чтобы ЦКАД дала максимальную эффективность, помимо строительства самой ЦКАД нужно к этим же срокам подтягивать и реконструкцию вылетных магистралей. Тогда это будет полный эффект, 100%-ный».
Врио мэра Москвы С. Собянин на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области