Проект российской Силиконовой долины, инновационного центра «Сколково», приобретает реальные черты. Градостроительный совет фонда «Сколково» представил архитектурную концепцию, которая будет дорабатываться, но основные ее особенности уже понятны.

Несмотря на кажущуюся простоту задачи (застройка будет вестись на свободной территории), сложностей возникает немало. Например, существуют очень разные видовые характеристики. С одной стороны, хорошо просматривается столица, с другой — есть территории, которые следовало бы скрыть, не выпячивать. Функционально французские проектировщики разделили площадь застройки на университетскую часть, гостевую, жилую, исследовательскую и технопарк. Внутри исследовательской зоны будут существовать площадки стартапов (проекты на начальной стадии). На карте города также обозначены такие объекты, как Площадь здоровья и Площадь религиозных культов. Гостевая зона инновационного центра объединит основные общественные места: конгресс-холл, бизнес-центр, культовые объекты, гостиницы, клинику, вокзал, спортивную и парковую зоны. Кроме того, планируется создать целую транспортную инфраструктуру, которая свяжет центр с Москвой. Как выяснилось на пресс-брифинге с участием руководителей главных компаний, вовлеченных в реализацию проекта, «Сколково» будет связано скоростной сетью железнодорожного транспорта с Белорусским вокзалом. По замыслу авторов мастер-плана Трехгорка, железнодорожная платформа Белорусского направления МЖД, будет реконструирована, на ее базе создадут современный мультимодальный транспортный терминал, обращенный в сторону парадной части «Сколково».
Инновационным станет и инженерное обеспечение: впервые вновь создаваемый город будут обслуживать не линейные (традиционные) способы энергоснабжения, а возобновляемые источники энергии. Авторы проекта-победителя предлагают задействовать при эксплуатации зданий и сооружений иннограда практически все известные на сегодняшний день способы энерго-снабжения — солнце, биомассу, ветер, геотермальные воды и пр. Затраты на электроэнергию в «Сколково» должны быть на 36% ниже, чем в обычном поселении. При этом выброс парниковых газов сократится на 71 тыс. т/год. С учетом новых подходов будут разрабатываться и проекты утилизации мусорных отходов. Весь этот уникальный сколковский опыт, как отметил руководитель «РеноваСтройГрупп», сопредседатель градостроительного совета «Сколково» Вениамин Голубицкий, впоследствии растиражируют в масштабе России.
К СВЕДЕНИЮ
В «Сколково» планируется создать пять научных кластеров:
1. Биомедицинские технологии.
2. Энергоэффективность.
3. Информационные и компьютерные технологии.
4. Космические технологии.
5. Ядерные технологии.

В процессе обсуждения сейчас находится множество вопросов, например то, каким образом будет обеспечиваться безопасность проживания и работы в городе. С одной стороны, наукоград только тогда и может быть успешен, когда не утрачивается идея свободы, общения, взаимодействия, открытости. При этом такие научные направления, как биотехнология, атомная энергетика, требуют локализации, и этот вопрос еще предстоит проработать.
Еще одна особенность проекта — новаторская для России и довольна привычная для Запада, связанная с созданием проекта ландшафтного обустройства территории. Мировая практика доказала, что разработка градостроительного и ландшафтного проектов должна вестись одновременно. Именно так происходит со «Сколково» — в партнерстве с AREP Ville работает ландшафтный дизайнер Мишель Девинь. И для него, и для архитекторов главной идеей, которая требует своей оригинальной разработки, является наличие центрального бульвара. Он свяжет южную и северную части города. Зеленые территории будут включать в себя и существующие сегодня природные массивы, и озелененные площадки.

После завершения разработки градостроительной документации будут объявлены международные конкурсы на проектирование отдельных зданий центра. К участию в них привлекут российских архитекторов, прежде всего из числа молодого поколения.
СПРАВКА
Инновационный центр «Сколково»
Местоположение: Одинцовский район Московской области, вблизи населенных пунктов Сколково, Новоивановское, Немчиново, Марфино.
Территория ограничена МКАД, Минским и Сколковским шоссе.
Площадь территории до 400 га.
Завершение строительства первых объектов — 2011 г.
Завершение основной программы строительства — 2015 г.
Планируемое население — 150 тыс. жителей.
Планируемая площадь зданий и сооружений — 1,5 млн кв. м.
Авторы мастер-плана — AREP Ville (Франция).
Ландшафтный дизайн — Michel Desviqne Paysaqiste (Франция).
Инженерное обеспечение — SETEC (Франция).