Делегация правительства Москвы во главе с мэром столицы Сергеем Собяниным в последнюю неделю февраля посетила столицу Республики Корея — Сеул. Цель визита — познакомиться с опытом решения транспортных проблем южнокорейского мегаполиса.
Тот, кто бывал в столице Южной Кореи семь лет назад, может вспомнить, что по своим транспортным проблемам город напоминал нынешнюю Москву: в часы пик — огромные заторы. Сегодня дорожно-транспортная инфраструктура Сеула одна из самых развитых в Азии.
«В Сеуле последовательно в течение нескольких лет решают транспортные проблемы, и в значительной степени, нам кажется, успешно», — подчеркнул Сергей Собянин на встрече со своим коллегой, мэром Сеула О Се Хуном.
По большей части решение проблемы заторов в азиатском мегаполисе стало возможным благодаря развитию общественного наземного транспорта. Когда-то по улицам Сеула ходили трамваи, но позднее от них отказались, поскольку трамвайные пути занимают слишком много места на улицах. Сегодня большинство горожан предпочитают передвигаться по мегаполису на автобусе. На улицах Сеула этот вид транспорта имеет преимущество перед частными авто. Во всех районах проложены выделенные полосы. В результате время поездки горожан с окраинных районов в центр города сократилось в 2,5–3 раза.
Транспортные проблемы сеульцы решают, что называется, с умом, внедряя интеллектуальные системы управления дорожным движением. Например, сеть пассажирского транспорта оборудована GPS-маяками. Информация о прибытии автобусов через спутник поступает на электронные табло, которые размещены на остановках, или может быть отправлена в виде sms-сообщений на мобильный телефон. Пассажиру достаточно ввести код — и подробное расписание всех 200 маршрутов у него под рукой.
На основных магистралях Сеула установлены камеры видеонаблюдения. Это позволяет фиксировать любое нарушение правил дорожного движения почти мгновенно, будь то выезд на выделенную автобусную полосу или на встречку. Уже через 15 секунд нарушителю ПДД отправляется sms-уведомление о штрафе. Кстати, штрафы в Сеуле намного выше московских. Делегации мэрии Москвы продемонстрировали работу командного пункта регулирования дорожного движения, откуда полицейские следят за ситуацией на дорогах.
Мэр также осмотрел транзитную автобусную остановку на площади сеульского железнодорожного вокзала, где можно пересесть на скоростные поезда, отправляющиеся в другие города страны, или спуститься в метро. Сергей Собянин лично убедился, насколько удобно пересаживаться с автобуса на метро. Весь путь занял не более полутора минут.
К СВЕДЕНИЮ
Москва и Сеул — города-побратимы. Как отметил Сергей Собянин, российскую столицу с корейской связывает 20-летняя дружба. Высокая плотность населения (свыше 10 млн человек) и такая же плотная застройка породили общую для двух городов проблему — транспортную. Официально в Сеуле зарегистрировано свыше 3 млн автомашин, при этом ежедневная интенсивность транспортного потока достигает 10 млн единиц. Почти такие же показатели в Москве. Однако столица России значительно отстает от Сеула по выделенным площадям на развитие улично-дорожной сети. Если у нас их 8,7%, то в южнокорейском мегаполисе — 20%.
Корейское метро
Во второй день своего визита мэр Москвы посетил центр управления работой метрополитена. Сабвей в Сеуле начали строить лишь в середине 1970-х гг. Изначально он появился как часть пригородных железных дорог. Сегодня общая протяженность сеульского метро намного больше, чем в Москве. Сев в скоростной поезд в центре города, через час можно оказаться в одном из городов-спутников. По Сеулу поезда движутся под землей, за его пределами — по поверхности. По городу также проходят линии железной дороги, имеющие общие станции пересадок с метро.
Девять линий южнокорейской подземки имеют номера от 1 до 9. Каждая линия и станция пронумерованы, поэтому даже иностранцам здесь легко ориентироваться, например, при назначении встречи. Названия всех станций и указатели в метрополитене продублированы на английском, китайском и японском языках. А если кто-то заблудился, на каждой станции работают волонтеры с желтыми лентами, которые помогают пассажирам сориентироваться. Всю информацию по проезду также можно получить простым нажатием на специальный сенсорный экран, установленный на станциях.
Московской делегации показали новую, девятую ветку сеульской подземки, введенную в эксплуатацию в 2009 г. Она протянулась вдоль реки Ханган и состоит из 36 станций. Москвичей удивило, что в час пик сеульское метро практически свободно, как Московский метрополитен поздно ночью. На станциях работают бесплатные туалеты, имеется множество магазинчиков с товарами повседневного спроса. Благодаря этому пассажиры сеульской подземки чувствуют себя комфортнее, чем московской. Быстрому развитию сеульского метрополитена способствовал тот факт, что в его строительство вкладывались не только государственные, но и частные инвестиции.
Подводя итоги визита, заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов подчеркнул, что руководство российской столицы обязательно использует корейский опыт в решении транспортных проблем.
По большому счету в Москве только в ближайшую пятилетку развернется комплекс работ по развитию транспортного каркаса. Это и модернизация общественного наземного транспорта с созданием выделенных полос движения, и строительство метро, и организация интеллектуальной транспортной системы управления движением. Одна из первоочередных задач — определить земельные участки, которые можно использовать более эффективно для создания новых дорог, организации парковок.
«В принципе наш план по решению проблем Московского транспортного узла совпадает с теми мероприятиями, которые проводятся в Сеуле. Это означает, что мы на правильном пути. Претворение этих мероприятий в жизнь, как минимум, должно дать увеличение средней скорости движения по городу», — подытожил Н. Лямов.
СПРАВКА
В Сеуле активно используется подземное пространство. Из 5,2 млн парковочных мест свыше 3 млн расположено под землей. Как правило, это многоуровневые стоянки на три — пять этажей под офисными, торговыми и жилыми зданиями. До 80% гаражных комплексов построено за счет города.