Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Вся Россия
Здания-памятники: перезапуск
4 июня 2019
12 846
1
Здания-памятники: перезапуск
Исторические объекты, увы, сносят по всей России. Хотя их можно обновить до «современной версии» и полноценно включить в городскую жизнь. Мы собрали несколько историй

Новосибирск

В середине апреля этого года несколько российских СМИ выдали интересную новость. Дом знаменитой рок-хулиганки Янки Дягилевой в Новосибирске предлагают законсервировать необычным способом — встроить его в жилую многоэтажку. Ветхий деревянный домик, расположенный на пересечении улиц Ядринцевской и Семьи Шамшиных, нужно срочно спасать, поэтому новосибирцы рассматривают различные варианты.

Бревенчатая структура дома будет «впечатана» в многоэтажное здание, станет его частью. В это своеобразном историческом памятнике можно было бы открыть панк-кафе — правда, жителям новостройки будет непросто соседствовать с его шумной публикой. 

Другой вариант — создать вокруг Янкиной «избушки» стеклянный саркофаг, вокруг которого построить жилой дом. Кстати, подобную технологию использовали для дома Михаила Фрунзе в Бишкеке — вокруг него возвели другое здание, которое теперь принимает туристов. Домик Янки, правда, в таком случае будет скрыт от ее почитателей. 

Тихо снести дом Дягилевой не удастся: новосибирские активисты пристально следят за его судьбой и уже собрали 7,7 тыс. подписей за его сохранение как памятника, связанного с легендарной певицей сибирского андеграунда.

Для Сибири необычные пути сохранения архитектурного памятника — скорее исключение, а вот в центре Калининграда пожить в историческом доме не составит труда.

Калининград

После Второй мировой войны здесь сохранились десятки фортов, в которых открываются кафе, музеи и рестораны, а также островерхие здании и кокетливые виллы — этот город сам памятник немецкой архитектуре.

Наталья родилась в Калининграде и живет в старом доме, квартиру в котором ее родственники получили после войны.

«Наш дом и соседние предназначались скорее для рабочего класса. Но при этом они на редкость продуманные и рациональные! Разница между ними и современными домами колоссальна! В построенных немцами домах есть огромные чердаки, где можно сушить белье. Внизу — водяной подвал: правильно полоскать белье внизу, для слива воды есть специальный сток. В парадном были выемки, где можно очистить обувь от грязи, а рядом лежал специальный скребочек. У каждой группы домов были свои сады и озера — места для отдыха», — перечисляет они достоинства уже исторических домов.

По словам Натальи, раньше в домах было печное отопление, сейчас — газовые котлы, когда-то была и своя баня. Несмотря на то что Калининград активно меняется, двор ее дома пока хранит остатки былой роскоши: тут и камерность, и высокие деревья, как на даче — всё вокруг дышит историей.

Охранного статуса у дома нет: по словам Натальи, в Калининграде исторические дома сносят подчистую. «Это трагедия. Сейчас нашу историю — брусчатку, водостоки, фруктовые сады — забывают. По сравнению с моим детством произошла огромная деградация».

купить квартиру в доме-памятнике 

Дух истории дороже денег

Дело жизни

Сохранение истории, об уходе которой горюет Наталья, для некоторых становится делом жизни. Уже несколько лет Юлия Куварзина в общественном деловом клубе «Наследие и экономика». Проект зародился благодаря сотрудничеству экспертов, которые исследуют усадьбы и подбирают инвесторов для их восстановления. Клуб курирует использование объектов исторической недвижимости с культурной составляющей — например, усадьба становится туристическим центром.

В России существуют удачные примеры перезапуска исторических объектов. Порой экономика усадьбы начинает формироваться еще на стадии руин, рассказывает Куварзина.

«Полная карта восстановленных исторических объектов еще не создана, но назову несколько наиболее известных комплексов: усадьба Плешанова в Ростове, Хвалевское в Вологодской области, Скорняково-Архангельское в Липецкой области, Марьино в Ленинградской области, а также усадьбы Муравьевых-Апостоловых в Москве и «Студеные ключи» в Ивановской области. И это только небольшая часть».

Усадьба Хвалевское

Пункт назначения

Частный инвестор или инициатор восстановления усадьбы должны выяснить, что в ней было раньше: исторически сложилось, что все они имели разные функции — культурные, хозяйственные, развлекательные, жилые.

Сейчас часть усадеб закрыты для посещения — они используются для загородного отдыха и проживания частных лиц. Подобные истории встречаются даже в Москве — усадьбы превращают в элитное жилье. «Недавно одна из девелоперских компаний выставила на продажу купеческую усадьбу для проживания в районе улицы Большая Ордынка», – комментирует Куварзина.

В исторических городах, таких как Ростов, Кострома, Торжок, Касимов, усадьбы становятся центрами притяжения для туристов и местом культурного отдыха для местных жителей. 

Отель "Усадьба Плешанова"

Кроме обустройства гостиницы (как, например, усадьба Плешанова), в подобных объектах часто предлагаются сервисы для посетителей: музей сундука, историческое меню, экскурсии, воссозданные интерьеры, студии ремесел и т.д. — все это вовлекает туристов и дарит положительное впечатление от города впечатлений, подчеркивает собеседница ЦИАН.Журнала.

Усадьбы приспосабливают и под современные услуги: в них открываются санатории для пожилых людей, летние лагеря для детей, оздоровительные спа-комплексы. Некоторые объекты используют для проведения банкетов и свадеб в оригинальном антураже с каретами, факелами и в исторических костюмах. В усадьбах проводят концерты и другие массовые мероприятия — скажем, в Скорнякове-Архангельском стали традицией джаз-фестивали.

Фестиваль в усадьбе Скорняково-Архангельское

По словам Юлии Куварзиной, особая категория усадеб — объекты, до которых непросто добраться или с заброшенными подъездные путями. Инвесторы стараются обыграть этот момент как уникальное преимущество и запускают сервисы, которые невозможно получить в большом городе. «Это может быть связано с экотуризмом или определенными сообществами: например, хипстеры собираются в «Болотов дача», фестиваль джиперов проходит в усадьбе Асташово, бегами борзых устраивают в усадьбе Леонтьевых», — перечисляет эксперт.

В усадьбах историческая основа и дух времени работают на развитие и успешное использование, резюмирует Юлия Куварзина.

Фото: nsknews.info, knews.kg, yarnovosti.com, фотосток

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Могут подойти
1 комментарий
Mary Turovskaya
5 июня 2019, 18:01
"Другой вариант — создать вокруг Янкиной «избушки» стеклянный саркофаг, вокруг которого построить жилой дом. Кстати, подобную технологию использовали для дома Михаила Фрунзе в Бишкеке — вокруг него возвели другое здание, которое теперь принимает туристов." как же у нас журналисты любят сравнивать ж* с пальцем...: в Бишкеке не жилой дом накрывает, а здание музея!!!!!
Ответить
368/50 000
0/50 000
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости